Проект производства работ (башенными, автомобильными, пневмоколесными, быстромонтируемыми, козловыми и т.д.) кранами

Возведение современных зданий немыслимо без использования строительных кранов. Они представляют собой механизмы, используемые для перемещения или подъема массивных грузов. Широкое их применение на строительстве различных зданий и при прокладке коммуникаций влечет за собой необходимость составлять индивидуальный проект производства крановых работ для каждого объекта строительства.

Виды кранов, используемых в строительстве

Различные виды строительных кранов используют для разных работ. Классификация строительных кранов на группы осуществляется по следующим признакам.
По типу конструкции:

  • Стреловые краны, у которых к самой стреле подвешен грузозахватный механизм;
  • Краны – штаблеры, имеющие устройство для штабелирования грузов, перемещающиеся на горизонтальной основе по рельсам;
  • Мостовые краны, у которых по конструкции в форме моста передвигается грузоподъемная тележка;
  • Кабельные краны состоят  из двух опор и натянутого между ними несущего каната, применяются при строительстве мостов и при работах с горными породами.


По типу ходового устройства:

  • Рельсовые;
  • Гусеничные;
  • Плавучие;
  • Железнодорожные;
  • Автомобильные;
  • Пневмоколесные.


Подробнее строительные краны подразделяют по виду грузоподъемного механизма, типу привода, опоры, возможностей движения в пространстве  и поворота. В связи с этим, выбирая строительную технику данного вида, необходимо учитывать особенности рабочей площадки и сам вид работ на объекте.

Самые распространенные строительные краны и их применение

Наиболее распространено при проведении строительно-монтажных работ применение гусеничных кранов СКГ и МКГ. Грузоподъемность этих кранов составляет 25-160 тонн. Причина популярности этих кранов в строительном производстве – их чрезвычайно хорошая маневренность. Помимо этого, применение универсального стрелково-башенного оборудования на гусеничных кранах позволяет использовать их в качестве обычных башенных или стрелковых кранов. Широко применяются гусеничные краны при строительстве одноэтажных зданий. На подготовку и устройство их оснований для работы затраты невелики.

Пневмоколесные и автомобильные стрелковые краны обычно используют при возведении легких промышленных зданий: сооружений комплексной поставки и готовых модулей. Недостаток этих кранов – необходимость устройства для их работы достаточно ровного основания, что не всегда возможно на строительной площадке.

Самые мощные по высоте подъема крюка и грузоподъемности – башенные краны. Их применяют при возведении большепролетных конструкций, а также доменных комплексов. В последние годы прошлого века при строительстве таких сооружений стали широко использовать стреловые рельсовые краны, которые от самоходных гусеничных кранов отличаются исключительно ходовой частью, в связи, с чем их легко монтировать и демонтировать, что значительно уменьшает стоимость их эксплуатации и изготовления.

Башенные прислонные краны применяются при монтаже высотных зданий (до 150 м). Конструкция этих кранов рассчитана воспринимать горизонтальные и вертикальные нагрузки.  Вертикальные нагрузки посредством опорной рамы передаются на фундамент башенного крана, а горизонтальные – посредством системы специальных связей на каркас здания, которое монтируется. Краны данного типа по мере возведения дома наращивают.

Самоподъемные башенные краны применяют, когда возводят здания высотой больше 150м. Конструкция данного крана – горизонтальная стрела, крепящаяся к башне при помощи поворотного наголовника, и консоль с контргрузом. Грузовая тележка передвигается по стреле. Кран крепится на стену или каркас строящегося здания. Кран передвигается вверх по мере строительства здания. Для этих целей кран имеет специальную обойму с механизмом подъема.

Для возведения уникальных сооружений могут использоваться транспортные порталы – индивидуальное монтажное оборудование.

Когда выполняется проект производства работ кранами (ппрк), вид строительного крана выбирается в два этапа. Сначала кран подбирают, исходя из его размещения на плане сооружения, максимальной массы сборных частей и размеров строящейся конструкции. Затем выбирается конкретная модель крана.

Работы, выполняемые различными видами кранов

  • Козловые электрические краны, состоящие из решетчатых ферм на высоких опорах, которые передвигаются по наземным подкранным путям на рельсовых тележках, предназначены для транспортно-складских и разгрузочно-погрузочных работ на перегрузочных складах, складах обеспечения строительных организаций и на открытых складах предприятий строительной индустрии. Их применяют для грузовых операций со штучными грузами, в частности контейнерами, а с использованием  грузозахватных сменных устройств – и для операций с сыпучими грузами.
  • Башенные краны предназначаются исключительно для подъема грузов на высоту. Современными башенными кранами выполняются  строительно-монтажные работы практически любой сложности. При этом главное, чтобы вес конструктивно монтируемой единицы не превышал восьми тонн.
  • Автомобильные краны применяют на разгрузочно-погрузочных работах на площадках строительства. Эта спецтехника позволяет перевозить грузы и поднимать их на стройплощадке на необходимую высоту.
  • Пневмоколесные короткобазовые краны, благодаря их маневренности, широко используются в стесненных условиях на разгрузочно-погрузочных работах на строительных площадках.
  • Гусеничные краны применяют преимущественно для монтажных работ. Но они также могут быть использованы для разгрузочно-погрузочных работ на площадках строительства при приеме с автотранспортных средств разного оборудования, строительных конструкций, большегрузных контейнеров.


Всем этим видам спецтехники присущи свои недостатки и преимущества. Наиболее подходящая модель выбирается каждой строительной организацией в зависимости от условий и задач строительства, количества возводимых объектов.